Как писать пресс-релизы
При написании пресс-релиза надо помнить, что, в первую очередь, он предназначен для журналистов – людей крайне занятых. В силу специфики своей работы труженики пера ежедневно получают огромное количество текстов. Поэтому ваша задача – очень быстро и четко изложить суть сообщения. Причем именно четко. Не рекомендуем гнаться за вычурностью оборотов речи или демонстрировать высокий интеллектуальный уровень, используя сложные термины. Журналисты сами прекрасно умеют писать и легко отличают «воду» от информации. Любая «вода» раздражает и провоцирует закрыть письмо. А использование специальных терминов затрудняет восприятие текста при «быстром» чтении. Если у вас есть необходимость продемонстрировать уникальность информации при помощи таких терминов, это можно сделать в середине текста – когда читатель уже заинтересовался темой и вовлечен в контекст.
Пресс-релизы бывают посвящены конкретным событиям либо презентации музыкального проекта. Принципы их написания почти одинаковы, но существует разница в том, что именно должно содержаться в тексте.
Если релиз является презентацией музыкального проекта.
Из этого текста должно быть ясно, что за коллектив или исполнитель представляется на суд. Поэтому вы должны отразить все ключевые характеристики вашего проекта: принадлежность к какому-либо жанру (или его внежанровость), состав участников, история создания, рассказ о том, что уже было сделано (дискография, работа в другом жанре и т.п.). Также в презентации может содержаться рассказ (или легенда) о происхождении названия. Очень важно найти уникальные особенности вашего проекта и красиво описать их: это могут быть необычная музыка, специфические тексты или легенды вокруг участников. Не забудьте указать все заслуги артистов, если они есть: победы в конкурсах, участие в фестивалях и акциях, выступление на одной сцене или совместная студийная работа со звездами. Прекрасно, если вы сможете привести 1-2 рецензии музыкальных критиков или других авторитетных в мире музыки людей. Также в пресс-релизе должно описываться текущее состояние дел проекта: чем артисты занимаются и какие у них «творческие планы».
Если релиз посвящен событию или новости.
В начале релиза должны содержаться ответы на ключевые вопросы: кто? что (сделал/сделает)? когда? где?
Во втором абзаце вы раскрываете детали. Необходимо дать более подробную информацию о «главном герое» релиза (например: «команда пользовалась огромной популярностью в 90-х годах, выпустила 18 альбомов, после чего ее вдохновитель принял отшельничество»). Дальше надо объяснить, почему его действия интересны ( «это первый сингл после воссоединения группы»). Желательно описать контекст, в котором действия были или будут произведены («коллектив выступит на одной сцене с..»), и дать прогноз последствий («альбом коллектива – давно ожидаемое явление, и уже сегодня становится ясно, что запланированный тираж не удовлетворит спроса публики, и диски придется допечатывать»). Можно также привести оценку события, коллектива или музыканта какими-либо значимыми для общества персонами или вставить прямую речь «главного героя» - это оживит ваш текст.
Релиз лучше писать простым языком. Не бойтесь, что это умалит значимость информации – если повод интересный, его подхватят. Для вас же главное – чтобы его поняли. Поэтому избегайте длинных, сложноподчиненных предложений. Следите за логикой повествования: каждый очередной смысловой блок должен логически вытекать из предыдущего. Будьте осторожны с использованием отрицаний: психологи отмечают, что частица и приставка «не» игнорируются мозгом. Попытайтесь найти синоним, который не содержит отрицания (который несет тот же смысл, но без отрицания – вот и пример).
И все же, хотя предназначение пресс-релиза – информационное, он должен «цеплять», выделяться в череде множества релизов и откладываться в памяти. Поэтому старайтесь найти для каждого релиза «изюминку», а текст пусть будет живым и эмоциональным. Иногда можно допустить легкую стилистическую неправильность, и это будет лучше, чем идеально выверенное, сухое сообщение.
А вот пунктуационных или орфографических ошибок в тексте быть не должно. Обычно журналисты профессионально владеют языком, и ошибки вызывают в лучшем случае - их смех, а в худшем – раздражение. И уж никак не доверие. Так что не поленитесь и проверьте грамотность хотя бы автоматически, при помощи функции в программе Word, если у вас нет врожденной грамотности или знакомого корректора.
В конце релиза должна содержаться практически полезная информация: краткая справка о том, кому посвящен релиз, контактная информация: адрес сайта, где можно прочитать подробности, телефон, e-mail и имя человека, который может ответить на вопросы.
Хороший релиз не превышает по своему объему 1 страницы. Талант при написании подобных текстов состоит как раз в том, чтобы в сжатой форме изложить суть, привлечь внимание и спровоцировать на контакт. Для релиза-презентации допустимы 2 страницы, в которых в отдельную часть вынесена история или подробная информация об участниках коллектива. При рассылке или печати релиз желательно размещать на фирменном бланке. Такое оформление вызывает уважение и доверие к источнику информации.
Зачем нужнен пресс-релиз
Пресс-релиз – это общепринятая форма общения пресс-служб с журналистами. Пресс-секретарь (пресс-атташе, PR-менеджер и т.п.) представляет информацию о музыкальном проекте, который он сопровождает. Это нужно для того, чтобы журналисты знали о проекте, были в курсе его достижений, и в конечном итоге – писали о нем.
Пресс-релиз может быть двух видов.
Первый – это рассказ о музыкальном проекте, его также можно назвать презентацией. В нем содержится общая информация о проекте, его история, легенды, связанные с проектом и т.п. Этот текст необходим для того, чтобы вам не приходилось сотни раз отвечать на одни и те же традиционные вопросы: о жанре, истории, названии и пресловутых «творческих планах» - при рассказе о вашем коллективе или исполнителе или во время интервью. В начале общения вы предоставляете журналисту базовую информацию и тогда можно быть уверенным, что в устном разговоре вы не упустите важных моментов и удачно найденных однажды «фишек» в описании творчества музыкантов.
Кроме того, что релиз является привычной формой представления музыкального проекта представителям СМИ, такой текст необходим также при ведении переговоров с будущими партнерами: концертными агентствами, рекорд-лейблами и издательскими компаниями.
И третий немаловажный пункт: написанный и утвержденный артистами релиз является «каноном» для вас. В нем прописаны все ключевые моменты позиционирования, которые вы впоследствии используете в промо-кампании. Этот текст надо иметь в двух экземплярах, подписанных вами и вашими артистами, чтобы потом не было разночтений и конфликтов о том, что можно говорить о коллективе, а что – нельзя.
Второй тип пресс-релизов – это новостные сообщения. Они посвящены отдельным событиям в жизни ваших артистов – выходу альбома, концерту, гастрольному туру, презентации, дню рождения, участию в специальных акциях, победе в конкурсе и т.п. Издание подобных релизов должно быть регулярным – чтобы о вашем музыкальном проекте не забывали. Правда, злоупотреблять ими тоже не стоит. Журналисты могут относиться с раздражением, если вы регулярно будете слать им малоинтересную информацию о частных событиях, касающихся только узкого круга людей. Если же в жизни ваших музыкантов совсем ничего интересного не происходит и информационные поводы для новостей отсутствуют, их надо придумать и создать.