МуZыканты

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МуZыканты » Классическая музыка » Антонио Вивальди


Антонио Вивальди

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ВИВАЛЬДИ, Антонио
                                                       1675-1741

Вивальди (Vivaldi), Антонио (Лючио) (4.3.1678, Венеция, - 28.7.1741, Вена). Итальянский композитор. Его отец, профессиональный скрипач, играл в капелле собора св. Марка и, возможно, занимался организацией оперных постановок. В 1703 В. принял духовный сан, однако вскоре перестал служить мессу, объясняя это своим слабым здоровьем (по-видимому, страдал астмой или стенокардией). В 1703-09 и 1711-16 преподавал игру на скрипке воспитанницам венецианской консерватории Пьета, затем был назначен концертмейстером консерватории (maestro de' concerti). Позднее, находясь вне Венеции, сохранял связь с консерваторией (некоторое время посылал туда по 2 концерта в месяц). В 1735-38 служил консерваторским капельмейстером; после ухода с этой должности продолжал писать концерты для консерватории и руководил особо важными музыкальными исполнениями.

Широкую известность принесли В. его первые публикации - трио-сонаты (1703-05[?]), скрипичные сонаты (1709) и, особенно, 12 концертов соч. 3, изданных в 1711 под названием "Гармоническая причуда" (L'estro armoniсо). Сборник концертов соч. 3, содержащий некоторые из лучших произведений В., вышел в Амстердаме и распространялся по всей Северной Европе. Музыканты из разных стран, приезжая в Венецию, искали встречи с В.; он стал получать заказы, в т. ч. от дрезденского двора. Стилю В. начали подражать многие немецкие композиторы; И. С. Бах обработал 5 концертов из соч. 3 для клавира. В. опубликовал еще 2 сборника сонат с basso continuo и 7 сборников концертов, среди которых - "Странность" (La stravaganza) соч. 4 (ок. 1712), "Опыт гармонии и изобретения" (II cimento dell'armonia e dell'inventione) соч. 8 (ок. 1725, включает "Времена года"), "Цитра" (La cetra) соч. 9 (1727).

Высшие достижения В. относятся именно к жанру инструментального концерта. Благодаря В. в этом жанре прочно утвердилась трехчастная схема "быстро-медленно-быстро", а в обеих быстрых частях - форма, основанная на чередовании оркестровых ритурнелей и инструментальных соло. Многие современники В. переняли такие черты его стиля, как родство тематического материала ритурнелей и сольных фрагментов, широкое использование секвенций и виртуозных скрипичных фигураций, энергичная ритмика, особое пристрастие к размеру 6/8. Всего В. написал ок. 550 концертов, в т. ч. ок. 350 для солирующего инструмента (из них свыше 230 - для скрипки), ок. 40 для двух солистов, свыше 30 для трех и более солистов с оркестром и ок. 60 для оркестра без солистов; еще ок. 20 концертов В. предназначено для камерно-инструментальных ансамблей без оркестра (в таких концертах ритурнели исполняются всеми инструментами вместе). Оркестровка В. весьма изобретательна; некоторые из его концертов написаны для необычных инструментальных сочетаний (в т. ч. таких, как виоль-д'амур и лютня) или для ансамблей, включающих шалмеи, кларнеты, валторны и др. редкие инструменты. В. принадлежат также многочисленные сольные концерты для фагота, виолончели, гобоя, флейты. Ряд концертов носит программный характер; два из них озаглавлены "Буря на море", три - "Ночь". К категории программных концертов относятся и "Времена года", где колоритные "портреты" весны, лета, осени и зимы выполнены согласно условностям стандартной концертной формы с ритурнелями.

Значительное место в наследии В. занимает вокальная музыка. Большинство его церковных композиций предназначено для женской консерватории Пьета; яркий, энергичный стиль духовной музыки В. несет на себе отчетливую печать "концертности" (характерны популярная Gloria для солистов, хора и оркестра, оратория "Торжествующая Юдифь"). В. стремился к успеху в оперном жанре и много путешествовал, руководя постановками своих опер. Самая ранняя из известных опер В. исполнялась в 1713 в Виченце. Позднее В. работал в театрах Венеции, Мантуи (1718-19), Рима (1723-25[?]), возможно, Вены и Праги (ок. 1730), Феррары (1737), Амстердама (1738) и снова Вены (во время последнего посещения этого города). Сохранилось свыше 20 опер В.; в музыке некоторых из них встречаются живые, виртуозные страницы. К концу жизни В. его музыка воспринималась как старомодная и вскоре после его смерти была забыта; в XX в. наблюдался значительный рост интереса к творчеству В. как в инструментальных, так и (позднее) в вокальных жанрах. Среди каталогов произведений В. наибольшей научной ценностью обладает труд Петера Рюома (1974); номера произведений по этому каталогу предваряются индексом Rv (сокр. от Ryom Verzeichnis).

2

ну все знают "Времена года" - визитная карточка Вивальди, а его концерты для скрипки...
хоть и попса того времени, но какая попса. Вот были бы тогда электрогитары:yes:  :rolleyes:  :D

3

Кстати, одна из альтернативных версий того почему Вивальди перестал служить мессу такая: однажды во время мессы он вдруг прервался и ушел чтобы записать мелодию, которая в тот момент пришла ему в голову. И после этого случая его отстранили от служб.


Вы здесь » МуZыканты » Классическая музыка » Антонио Вивальди